Папин журнал о Тарабуме.

Версия для печатиОтправить эл. почтой

Интерактивный театр.
 
ФОТО АЛЕКСАНДР ФИЛИППОВ
ТЕКСТ КСЕНИЯ ЧАЙКИНА 
Книга – деликатный собеседник. Закроешь ее – автор умолкнет, да и на вопрос впрямую не ответит. Возможно, в ближайшем будущем появятся интерактивные книги. Они будут беседовать с читателем– вести с ним диалог. Пока таких изданий нет, зато интерактивный театр для детей в центре Петербурга уже существует. Называется «Тарабум». Его создали три молодые мамы: Алена Квон, Лиана Сладкомедова и Ольга Шаранова. Вот что они рассказывают о своем детище.
 
Широко используемый в наши дни термин «интерактив» означает «взаимодействие» (лат. inter – «между» и activus – «деятельный»). Кроме мобильной связи, Интернета и различных терминалов, под интерактивном подразумевается такое взаимодействие, при котором, к примеру, теле-и радиопередачи вовлекают в диалоги свою аудиторию. Получается непосредственное общение, схожее с детской игрой, где каждый становится ее полноправным участником. Такое взаимодействие является фундаментом интерактивного театра.
 
Когда ребенок приходит на обычный спектакль и, сидя в зрительном зале, смотрит представление, он отдален от героев. История разворачивается на сцене; ему предоставляется возможность лишь связывать себя с тем или иным персонажем. К сожалению маленького зрителя, он лишен возможности подбежать к герою, подойти к нему поближе, чтобы обнять, взять за руку, сказать ему что-то важное, помочь разобраться в ситуации, решить какую-то задачу или просто поделиться своим мнением. В обычном театре ребенок является пассивным зрителем и слушателем того, что происходит на сцене.
 
В интерактивном театре все по-другому. Только переступив его порог, малыш тотчас оказывается на сцене, среди декораций. Он выступает не наблюдателем со стороны, а сразу погружается в ситуацию. Само его присутствие и все его действия уже происходят внутри истории. Он может потрогать сказочные декорации и зайти в любое помещение, которое оказывается домиком Винни-Пуха, Пятачка или Кролика, чердаком Карлсона, театром Буратино или космическим кораблем «Синяя Чайка». Даже очутившись в коридоре, ребенок не покидает атмосферу сказки, ведь рядом с ним разгуливает Громозека. Малыш словно попадает в мультфильм. В интерактивном театре ребенок не только следит за актерами, наблюдает за их речью и поведением, но и активно общается с ними. Он сам превращается в героя сюжета и проживает его историю так, как если бы она произошла с ним в реальной жизни. Воспринимая происходящее не как рассказываемую сказку, ребенок сам творит, создает ее сюжет. Вместе с главными героями (актерами) маленький человечек справляется с определенными задачами, принимает какие-то важные решения, а также ощущает их результаты, получает навыки, то есть свой собственный реальный опыт, который действительно может помочь ему в дальнейшем. Образно говоря, он приходит сюда, на этот «праздничный обед», не для того, чтобы посмотреть и послушать, как едят другие, а чтобы самостоятельно отведать заинтересовавшие его «блюда».
 
Театр оказывает сильное влияние на человека. Одно только сопереживание персонажу вызывает изменения, происходящие внутри зрителя. Еще больше эта система накопления эмоционального и интеллектуального опыта проявляется в детском интерактивном театре. Помимо зрения и слуха, здесь оказываются задействованными абсолютно все чувства. Взрослые же получают возможность и правильно подать ребенку нужную информацию, и грамотно вложить моральнонравственные ценности, и надежно закрепить полученные им знания. Известно ведь – если обучать ребенка английскому языку в игровой форме, он усвоит материал быстрее и лучше. Если же он окажется в англоязычной среде, обучение будет происходить семимильными шагами. Поэтому в интерактивном театре можно быстро обучиться чему-то новому и полезному.

Здесь можно справиться с некоторыми трудностями, встающими почти перед каждым родителем. В специальных программах интерактивной сказкотерапии находятся решения некоторых возрастных проблем (малыш не хочет чистить зубы, есть, спать, убирать игрушки, обижает животных…). В процессе тематического представления ребенок начинает подсознательно идентифицировать себя с главным героем. Он как бы смотрит на себя со стороны. Перевоспитывая этого героя вместе с другими детьми, малыш ярко ощущает результаты такого перевоспитания. Например, бегая в сказке за героем Беспорядкиным, он уговаривает его почистить зубы. Так ребенок незаметно для себя начинает любить и свою зубную щетку, и уважать себя за верное понимание сути проблемы; то есть перевоспитывается сам.
 
Главная идея интерактивного театра состоит в том, что каждый из его гостей является художником, творцом. В стране волшебных перевоплощений можно стать как сыщиком, спасателем, отважным героем, так и плохим персонажем. Детский интерактивный театр был задуман как место, где каждый ребенок может избавиться от скованности и давления внешних установок, раскрыть свои способности и таланты, творческое воображение, побыть самим собой. Чтобы его без обвинений приняли таким, какой он есть, а он, в свою очередь, смог бы посмотреть на себя со стороны и оценить результаты своих действий. Вполне вероятно, что после такого тренинга он поведет себя более конструктивно в реальной жизненной ситуации.
Комментарии В Контакте